статья

Расскажи мне о книге!

Читательский дневник как творческое пространство
Статья для журнала "Школьная библиотека сегодня и завтра" (№ 7, 2019)
"Читательские дневники" — довольно популярный формат блокнотов, особенно в преддверии летних каникул. На книжном рынке последние несколько лет стали появляться интересные, нестандартные проекты, в том числе для взрослых. Но чаще — это просто яркая обложка. А внутри все то же содержание, что и в обычных школьных тетрадях: автор, название книги, о чем книга, главные герои...
Мы в издательстве попробовали поставить себя на место ребенка. И сразу вспомнили свои школьные будни: заполнять такой дневник скучно, да еще и сложно. Вот, у меня плохая память на имена, и имена персонажей вылетают из головы, как только я закрываю книгу. Да и какая разница, как звали мальчика, девочку, тетеньку, дедушку. Описывать сюжет тоже неинтересно. И, честно говоря, уложить содержание рассказа или повести на 5-6 строчках, отведенных в тетради, непросто даже взрослому человеку. Написать аннотацию к фильму, книге, выставке — это профессиональная задача, которая требует определенных редакторских компетенций.
Но самое грустное, что такое механическое заполнение не помогает ребенку взглянуть внутрь книги и внутрь себя. А ведь главное в чтении — это то, что ребенок выносит из книги. И я имею в виду не какую-то "мораль" или "урок". А картинку, которая родилась у ребенка, пока он читал. Эмоции, которые он испытывал. Вопросы, которые появились у него в голове.
Книга — это всегда разговор автора с читателем. И нам кажется, что задача читательских дневников в том, чтобы вовлечь ребенка в этот разговор. Помочь ему услышать вопросы, которые задает автор. Задуматься над тем, как он сам лично относится к происходящему, к поступкам героев. Поразмышлять, что ему понравилось в книге, а что нет. Что было интересным, а что показалось скучным. А главное — почему?
Чтобы такой разговор состоялся, нужно помочь ребенку, подтолкнуть его, дать наводящие вопросы. А еще предоставить ему безопасное и свободное от границ и рамок пространство, которое будет вдохновлять и мотивировать высказывать свое отношение, рассказывать о книге так, как хочется, а не так, как требует школа.
Именно об этом мы думали, когда разрабатывали проект. По формату, наш Читательский дневник — это скорее творческий блокнот, в котором можно размышлять о прочитанных книгах, писать, рисовать и клеить наклейки. На страницах нет шаблонных вопросов, инструкций и блоков для заполнения. В блокноте можно писать что хочешь и столько, сколько хочешь.
Мы понимали, что многим детям, особенно в начальной школе, сложно даются объемные тексты. Поэтому предусмотрели для них самый простой вариант — приклеить стикер с эмоцией, которую вызвала прочитанная книга: "Понравилось", "Не понравилось", "Было весело", "Скука смертная", "Ничего не понятно", "Страшно", Вот это конец!" и т.д. Также в комплекте есть наклейки, с помощью которых можно "описать" сюжет, тему, жанр. Такие наклейки – не просто игра, это уже повод задуматься над прочитанным.
Дальше, чтобы вовлечь детей в заполнение дневника, мы предлагаем им страницы со списками и рейтингами: "Книги, которые хочу прочитать", "Мой рейтинг прочитанных книг", "Герои, которые мне нравятся", "Герои, которые мне не нравятся", "Книги, которые я бросил читать", "Книги, которые я хочу перечитать", "Кто рекомендует хорошие книги". Эти списки ребенок может заполнять по мере возникновения мыслей, к ним можно возвращаться в любое время. Прочитал книгу — поставил оценку, понравился герой — записал, услышал интересный отзыв — внес в список чтения. Такие списки помогают разложить по полочкам впечатления о прочитанных книгах и сохраняют планы на будущее.
Ну и основной блок дневника — это страницы для записи впечатлений. Обычные разлинованные страницы, оформленные милыми яркими картинками. Среди этих страниц в произвольном порядке встречаются самые разные советы, подсказки и наводящие вопросы. Они касаются как самого процесса чтения, выбора книг, так и заполнения дневника: "Как вести записи", "Если не знаешь, о чем писать", "Если не хочется писать", "Когда не знаешь, какую книгу почитать", "Книги и места", "Как читать" и т.д. Мы специально не стали размещать советы в одном месте — так они бы выглядели как инструкции. Когда тексты "рассыпаны" по блокноту, его заполнение превращается в игру — никогда не знаешь, что тебя ждет на следующей странице.
В мае в рамках фестиваля "Литератула" наше издательство проводило мастер-класс, посвященный читательскому дневнику. На мероприятии были дети 6-12 лет. По итогам у нас есть две хорошие новости. Первая – дети читают. А вторая — если им помогать, то они удовольствием говорят о книгах!
Обдумать, выразить эмоции и запомнить прочитанное поможет наш читательский дневник: с наклейками, удобной раскрывающейся обложкой, подсказками и яркими страничками для заполнения.