интервью

Как помочь ребенку на пути читателя

Нужно ли читать с ребенком вслух? Как помочь ему выбрать книгу? Стоит ли обсуждать прочитанное или лучше помолчать? Поговорили с Екатериной Асоновой о том, чем родители могут поддержать ребенка на пути читателя.
Екатерина Асонова — автор проекта "Детские книги в круге чтения взрослых", руководитель портала о чтении детей Чтение.ру, кандидат педагогических наук
– Как помочь ребенку находить новые и интересные для него книги?
Интересные книги — это те книги, которые дают ребенку возможность узнать о том, что его волнует сейчас больше всего. Такие, в которых рассказывается о предмете актуального увлечения: динозавры, тракторы, компьютерные игры или куклы, архитектура, инженерные конструкции и т. п. Интересными для ребенка могут стать те издания, которые ему понятны или, напротив, привлекают своей загадочностью. Все зависит от характера и темперамента. Перфекционисту лучше читать доступное. А настойчивому исследователю, готовому к многократным повторениям, нужно иметь возможность решать сложную задачу.
Но самое главное — книги по своему интересу ребенок должен находить сам.
Помочь ему их найти — значит пойти с ним вместе в библиотеку, в книжный магазин, в книжную лавку издательства, на книжный фестиваль, на встречу с автором и т.д. И быть терпеливым.

Еще нужно помнить: найти интересную книгу — это одно. Прочитать ее — совсем другое. Иногда между первым знакомством и чтением проходят годы. И в этом случае нужно ребенка поддержать. Упреки вряд ли помогут.
Чтение — это свобода, возможность и право. Его категорически нельзя переводить в статус обязанности.
– Как понять, что нужно ребенку-читателю? Надо ли читать с ним вслух или лучше оставить одного?
Читательские потребности детей практически ничем не отличаются от потребностей взрослых: иметь основу для общения, узнавать о том, что интересно, занять время в дороге или в период ожидания чего-то, получить удовольствие. Есть одна особенная потребность для детей и их родителей, связанная с чтением книг, — это совместное чтение, которое дает возможность насыщать эмоциональную близость общими переживаниями. И есть противоположная потребность подросшего ребенка — читать самому, чувствовать свою самостоятельность.
Важно, чтобы взрослый (мама, папа, бабушки, дедушки, няни, воспитатель, педагог) уважительно относился к потребности ребенка читать вместе или проявить самостоятельность.
В первом случае трудность может быть связана с тем, что взрослому человеку не хочется читать вслух. Это право взрослого — не читать через силу. Можно попробовать совместно слушать аудиоспектакли и аудиокниги. Можно вместе ходить в театр или кино. Если же чтение вслух не составляет труда взрослому и доставляет удовольствие, если ребенок, подросток готов слушать его чтение, то читать можно долго, практически всю жизнь: вместе переживать, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение о прочитанном.

Потребность в объяснениях каких-то мест из книги у ребенка возникает далеко не всегда, важно уважать его право «молчать о прочитанном», но это не отменяет права взрослого высказываться о собственных мыслях и чувствах, возникших во время чтения. Это естественный и очень эффективный способ показать, что у читающего человека могут возникнуть вопросы, размышления и даже несогласие с текстом произведения.
У читающего человека могут возникнуть вопросы, размышления и даже несогласие с текстом произведения.
– Как разговаривать с ребенком о прочитанной книге? Как помочь ему понять то, что он прочитал? Какие вопросы задать, чтобы он взял из книги то, что нужно ему именно сейчас?
Разговор о прочитанной книге состоится в том случае, если его инициировал ребенок (у него появились вопросы к прочитанному), а взрослый сумел уважительно и тактично отнестись к мнению начинающего читателя, сумел найти верные слова для объяснения. То есть ему было по-настоящему интересно и ценно то, как ребенок понял книгу. Если цель подкрутить, поправить и обязательно добиться «понимания», миссия взрослого обречена.
Понять в книге можно ровно столько, сколько позволяет понять жизненный опыт, знания, уровень развития речи и мышления.
Большей ценностью в детском чтении обладает наивная интерпретация, основанная на эмоциях или размышлениях по поводу книги. Может быть, это описание нахлынувших чувств, а может быть, просто проговаривание на разные лады любимой строчки. Это игра в любимых героев. Это сравнение новой книги с уже прочитанными.
Понимание текста, которое требует дополнительных усилий после чтения, не является потребностью читателя.
Мы читаем произведения, либо ища в нем свое отражение, либо в поисках ответа на вопросы. Стараясь помочь ребенку в чтении, важно не пытаться передать ему свой опыт или понимание произведения, а скорее вписать прочитанное в уже имеющийся читательский опыт. Если вы хотите помочь ребенку повторить содержание, попросите его придумать вопросы, загадки по тексту. Но помните, что кто-то их должен будет отгадать. Если вам важно понять, какой урок вынесен из текста, предложите ему похвалить за что-то героев книги.

И помните, странные, наивные суждения о произведениях значат для развития ребенка гораздо больше, чем точное определение всех реалий или исторический комментарий, потому что являются его творчеством, его личным исследованием в сфере искусства. Это не ошибочное понимание, а детская интерпретация.
Обдумать, выразить эмоции и запомнить прочитанное поможет наш читательский дневник: с наклейками, удобной раскрывающейся обложкой, подсказками и яркими страничками для заполнения.