из жизни издательства

Как появилась "Звездная пыль под подушкой"

Рассказываем, как придумали альманах и как над ним работали
Настя Троян, главный редактор издательства Кит
С чего все началось?
Для меня история "Звездной пыли" началась с книги, которую лет 6 назад мы издали в МИФ.Детство. Это был переводной проект — "Мое тело" от британской дизайн-студии OKIDO. Ее авторы смело играют с дизайном и форматом: там есть тексты, игры, развороты по типу виммельбуха. Книга выглядит как журнал, при этом она большого размера и в переплете, а внутри все наглядно и познавательно. Я видела реакцию детей на эту книгу — им весело и интересно!

С тех пор мне очень хотелось сделать что-то похожее — близкое к журналу. Идея подпитывалась тем, что я долго проработала с детскими книгами. А книга — все-таки статичный формат, в котором не все задумки можно реализовать.

В общем, идея быстрого, подвижного, нестандартного издания жила несколько лет в моей голове. И как выяснилось, не только в моей :) Зимой мы встретились с Асей Ванякиной, которая тоже мечтала о детском журнале. Еще к нам присоединилась Аня Дружинец, с которой мы работали в МИФе. И вот, спустя 9 месяцев после самых первых обсуждений, наши идеи воплотились в жизнь.
Почему альманах? Почему не журнал и не книга?
На старте проекта я несколько недель общалась с родителями детей 6-10 лет. И в тех интервью постоянно повторялись две мысли.

Во-первых, при огромном предложении на книжном рынке у родителей все еще есть потребность в простых, понятных ребенку текстах. Младшим школьникам сложно читать длинные, монотонные тексты. В итоге дети часто бросают книги. При этом они с удовольствием читают, когда в прямом смысле слова могут прочитать текст и когда им интересно.

Второе наблюдение заключалось в том, как родители воспринимают сегодня детские журналы. Оказалось, они привыкли к тому, что детский журнал — это обычно тонкое периодическое издание на один раз, желательно развлекательного характера и должно стоить 50-150 руб. Это был совсем не тот продукт, который мы хотели создавать в "Ките".

Подумав и покрутив все, что у нас собралось, мы неожиданно для себя пришли к идее альманаха. Формата немного подзабытого сегодня. Но, кажется, идеального для нашей задумки. Это что-то среднее между книгой и журналом.

От журнала в нем — разнообразие форматов и жанров, большое количество авторов и иллюстраторов, внешний вид разворотов, недлинные, понятные тексты. А от книги — общая концепция и тематическая канва, которые держат вместе материалы, кропотливая работа с текстом и качественное иллюстрирование. Кроме того, выпуская не периодическое издание, мы не связываем себя сроками. В альманахах нет новостей и других текстов, которые могут устареть или потерять актуальность.

Нам понравилась эта концепция, и мы начали работу. Всего подготовка альманаха заняла где-то 9 месяцев. Первые два месяца мы провели в поисках самой концепции, выбирали из списка тем ту, с которой начнем. После этого был долгий, но очень интересный этап проработки темы "крошечного мира" (так она звучала у нас внутри). Мы придумывали, какие материалы из каких областей знаний можно было бы включить в выпуск. Затем для каждого материала искали автора и иллюстратора. Здесь важно было, чтобы сошлись текст и визуальная часть. И вот так, по разворотам, собирали альманах.

Конечно, у нас был тематический план с разбивкой по конкретным дисциплинам, мы определили для себя соотношение лонг-ридов и шорт-ридов, художественных и познавательных текстов. Но в реальности шли на ощупь. Делали альманах по разворотам. И сами поняли, что у нас получилось, только когда все развороты собрались вместе и выстроились в логичной последовательности. Было очень волнительно. Но когда все детали пазла покрутились и встали на свое место, мы поняли, что вроде все сложилось :)
Какие были сложности?
Ключевым для нас было то, чтобы получились интересные тексты. Тут мы бы не справились без нашей детской редакции! Это группа детей 8-12 лет, которая читает тексты, проходит опросы и честно говорит — интересно ли им и все ли понятно. Стихи, рассказы, которые вошли в альманах, — все это реальный выбор детей. И кстати, тема первого выпуска "все крошечное" — тоже результат голосования детской редакции.

Огромную редакторскую работу мы провели, чтобы выдержать общий стиль и уровень сложности. Практически все тексты (кроме художественных, разумеется) мы серьезно редактировали. Всего в макет внесли 2000 (!) правок. При этом важно было решить две задачи. С одной стороны, сохранить авторский текст (логику изложения, факты, авторский стиль). А с другой, упростить этот текст, чтобы все точно было понятно ребенку 7-10 лет.

Довольно долго мы обсуждали название. Очень хотелось сделать его интересным и соответствующим содержанию. У нас были самые разные варианты, даже "Нейтрино под матрасом" :) Но в конце концов, остановились на "Звездной пыли под подушкой". И очень этому рады! К этому названию получилось сделать невероятно красивую обложку.

Еще пришлось попотеть над фактической точностью иллюстраций. Иллюстратор обычно сосредоточен на своей задумке и ее реализации — линиях, цветах, композиции. А фактическая сторона иногда выпадает из фокуса. Так что нам пришлось отлавливать неточности в самых неожиданных местах. Пара примеров: астероидный пояс Солнечной системы случайно встал между Землей и Марсом, а Левенгук смотрел в микроскоп с другой стороны :)

Ну и сложно было удержать вместе все материалы. Обычно их держит тема. Но если все строго к ней привязать, то получится энциклопедия. А мы с самого начала решили, что не претендуем на всеохватность и глубокое погружение в вопрос. Наоборот, мы попытались широко посмотреть на тему. Найти неожиданные подходы к ней. Нам кажется, что так легче заинтересовать ребенка, показать ему неочевидные взаимосвязи и через них выйти к сути вещей. Это непростой подход. И он делает конструкцию немного шаткой, но, кажется, нам удалось устоять :)
Кто это все сделал?
Как я говорила выше, у нас сложилась отличная команда. С нами — Ася Ванякина, удивительный детский автор, у которой в голове просто фабрика классных идей :) Асю безумно интересно слушать даже просто на рабочих встречах, не то что читать! И Аня Дружинец — это супер опытный детский редактор, с жизненно важным для издателя критическим взглядом на все происходящее. Аня не даст "соскочить" и срезать углы, когда хочется :) Ну и конечно, авторы, иллюстраторы, дизайнеры, научные редакторы, корректоры и еще огромное количество людей, которые нам помогали на всех этапах. Им всем огромное спасибо!
Как вам статья?
Увлекательное чтение о маленьких вещах, из которых складывается мир вокруг