Картина переносит нас в яркие тропики, на берег голубого океана, плавно перетекающего в малиновый закат… Глаз не оторвать, и особенно сложно представить, что нарисована она не красками, а живыми организмами — бактериями и грибами. Изобрел этот вид искусства британский ученый Александр Флеминг, лауреат Нобелевской премии за открытие пенициллина (а не за создание нового подхода в искусстве, как вы могли подумать).
«Собирают» такие картины в чашке Петри — специальном лабораторном сосуде, похожем на прозрачное блюдечко с крышкой. Внутри чашки сохраняется влага и создаются благоприятные условия для развития микроорганизмов — грибов и бактерий, — из которых, собственно, картина и складывается. В одной чашке могут жить самые разные организмы: тут и пушистый Пеницилл, и морщинистые Дрожжи, и гладкие капли Стрептококка и Стафилококка, и длинные нити Аспергилла, и множество других видов.
Как же «рисуют» такие картины? Первым делом художник засеивает споры — клетки, с помощью которых микроорганизмы размножаются. Их выкладывают на специальную цветную подложку из окрашенного вещества агарагар, и в этой питательной среде они на-чинают расти. Чем больше бактерий появляется на каком-то фрагменте подложки, тем насыщеннее получается цвет этого участка.
При этом цвет бактерий может меняться. Сначала они вырастают зелеными, белыми или желтыми, но потом светлые колонии впитывают цвет подложки. Вот так из фрагментов разного цвета и разной насыщенности складывается картина бактериального художника.
Мир бактерий и грибов (даже такой маленький, в чашке!) похож на мир людей. Есть агрессивные виды, которые занимают любую поверхность буквально за несколько часов, а есть застенчивые, растущие где-то с краю чашки, почти незаметные. Встречаются и особенно активные и извилистые, которые чаще остальных просятся в кадр. Такая разница в поведении связана с ДНК микроорганизмов и условиями, в которых они растут: светом, температурой, влажностью, плотностью питательной среды и присутствием особого антибиотика. Среду в картине контролирует художник.
Картины можно «рисовать» по-разному. Можно дать микроорганизмам свободу, не ограничивая их рост и не убивая нежелательные виды, — не добиваться предсказуемой четкой картинки, а позволить организмам развиваться «самостоятельно». При таком подходе используются организмы из воздуха и с окружающих поверхностей — изоляции и стерилизации нет, поэтому в чашку попадают самые разные обитатели. Так художник-ученый наблюдает за бактериями практически в их естественной форме.
А есть техника, с помощью которой можно добиться четкого изображения, — бактериография. При этом подходе бактерии высеивают в чашке Петри так, чтобы вырисовывались основные детали изображения, которое мы хотим получить. Эта техника гораздо сложнее: для яркости бактериям внедряют ген флуоресцентного белка, а для четкости изображение стерилизуют радиоактивным излучением.
Срок жизни чашек около месяца. Быстрее всего микроорганизмы в них растут через неделю после засева. И вот, в самый красивый период их нужно успеть сфотографировать, так как дальше с каждым днем они будут слабеть, меркнуть и иссыхать. Представь яблоко: сначала оно пышет жизнью, но постепенно плесневеет и превращается в сморщенный комок растительной ткани. С чашками происходит примерно то же самое.
Так на глазах у художника проходит настоящая жизнь — от рождения до гибели микроорганизмов. Захватывающе, правда?
Текст и фотографии — Дарья Федорова
Как вам статья? :)
Расскажите о Пятничном Ките своим друзьям! Кнопочки ниже помогут это сделать :) Мы очень радуемся новым читателям.